Друзьям, которые хотят открывать новые бизнесы, стартапить стартапы, “наконец-то что-то свое”, “наконец-то что-то, что мне всегда хотелось” и далее в этом духе.
Хорошо если вы только собираетесь, постоянно ходите на всякие бизнес-события, тренинги, ловите движуху, но в реальности задумки так и остаются задумками — вы молодцы!
Текст же ниже для тех, кто уже занес чековую книжку над своим будущим грандиозным успехом.
Итак, rule of thumb: бизнесом управляет удача. В успехе проекта ее вклад обычно никак не меньше половины. Почему вам так не кажется? Потому что успехи публичны, а провалы нет. История Джоанны Роллинг, которая развелась с мужем, жила в нищете и чуть не решилась на самоубийство, уже перепощена половиной фейсбука как повод для оптимизма и воодушевления из серии “ты можешь все”.
Истории миллионов женщин, которые тоже не нажали на курок, но все еще живут в бедности почему-то постить не принято. Меж тем, многие из них тоже вполне себе талантливы — кто в чем, и вполне могли бы стать если не мультимиллионерами, то вполне обеспеченными людьми при другом стечении обстоятельств.
“Сложить” успешный проект — это как построить дом. Кирпичик к кирпичику. Каждый кирпичик — это верное действие, правильный выбор, нужное событие, успешная встреча… В каждом из этих элементов есть та или иная роль удачи, везения. Проблема в том, что для успеха проекта необходим успех практически во всех этих элементах сразу.
Попробуйте приготовить обед так, чтобы после каждого действия подбрасывать кубик. И как только кубик покажет, скажем, меньше трех, выбрасывать все в мусорное ведро и начинать сначала. Вы сразу поймете, о чем тут речь. Итак, вы не можете победить теорию вероятности, но то, что вы можете сделать — это уменьшить количество действий для приготовления обеда.
В этом вам конечно поможет кулинарное образование и опыт — вы будете работать эффективнее и по крайней мере не будете переделывать все по два раза. Также очень поможет кухонное оборудование. Но ничто не сможет сравниться с заранее сделанными заготовками
Хозяйке на заметку: есть только три сценария открытия бизнеса, над которыми удача на порядок менее властна, чем надо всеми иными.
1) топ-менеджер компании (имеющий связи и ресурсы в индустрии, а также собственную клиентскую базу) уходит и открывает свое дело в той же области (внимание, как следует делайте бизнес-план — вас ждет масса костов, оверхедов и скрытых затрат, о которых вы не задумывались, получая зарплату).
2) успешный предприниматель открывает новый, незнакомый ему бизнес, уже имея на руках софт комитменты своих клиентов, покупать у него и эти, новые продукты.
3) успешный предприниматель решил застартапиться в совершенно не связанной с его деятельностью и клиентами областью, которая тем не менее ему доскональна знакома и где у него есть масса ресурсов (например, это его многолетнее хобби либо в это области работают его близкие родственники итд).
Остальным от души желаю удачи, оптимизма, нет ничего невозможного (что правда), итд
Заодно предлагаю подумать, почему ведущий семинаров типа “как создать успешный бизнес” имеет доходы на порядок меньше, чем те, которые бы он имел, если бы создал успешный бизнес
Хотя и так понятно: он умный и умеет умножать потенциальный доход на вероятность его получения