О бирюзовых организациях и корпоративной демократии

    Евгений Кадушин

    В большом бизнесе нет никаких бирюзовых организаций — есть желание собственников, чтобы люди работали на них эффективно и «за одну зарплату».

    Дальше вопрос в том, что ценности людей в целом эволюционируют. От психологии рабов, понимавших лишь кнут до либералов-нигилистов нашего времени, лишенных рефлекса подчинения вышестоящим иерархам и ставящих под сомнение все что им захочется.

    Спиральная динамика конечно же существует и находит отражение в мотивах многих людей: появились миллениалы, для которых самовыражение является главной ценностью, они верят в то, что демократия существует, а любые иерархии (семейная, научная, бизнесовая, государственная) должны умереть.

    Это поколение не только не видевшее войны, но и воспитанное в полном изобилии всего: товаров, сервисов, возможностей… плюс социальная защищенность — можно не думать о деньгах: жилье, интернет и макдональдс будут в любом случае — давайте думать о самовыражении! Таких людей много, многие очень талантливы.

    Но “оранжевый” мир учится их приспосабливать. Ведь то, что мир на самом деле оранжевый, что странами управляют либо монархи по принципу “друзьям все остальным закон”, либо эстеблишмент под видом демократии, у вас же сомнений не вызывает?

    Под новую психологию сотрудников создается новая иллюзия корпоративного устройства. Только и всего. Талантливые люди хотят самовыражаться и работать на себя? Прекрасно, “бирюзовые организации” дают им иллюзию такой возможности (и это выгоднее, чем если бы в самый неподходящий момент они придательски ушли, уведя с собой проекты и пол-команды): у тебя нет начальника, занимайся тем проектом, который нравится, привлекай других людей…

    Тебе дают идеальный офис и инфраструктуру (которую ты сам не смог бы и близко себе позволить, а компания — легко, из-за эффекта масштаба), бренд, клиентскую базу и текущие наработки — вперед, твори, чувствуй себя хозяином. Такой супер бизнес-инкубатор, но… только за зарплату, а прибыль мне отдай. Конкретно: тебе десятки тысяч (окей, сотня тысяч), а мне — десятки и сотни миллионов. Зато фрукты, кофе, аквариум, корпоративный отпуск и хорошие стартовые позиции. 

    Выходит, что бирюзовые организации либо мелкие, добрые «семейные» компании, которым-то и термины все эти не нужны, либо бирюзовость это только фасад — внушение талантливым шестеркнкам (сотрудникам), что они, дескать, могут иметь те же права и отношения что и партнеры-владельцы.

    На деле все быстро кончается когда одни приходят за зарплатой к другим, и получают ее на основании ассесмента. Почитайте буклет Valve, одного из мировых флагманов «бирюзовых организаций», где все «бирюзовые» сотрудники должны постоянно друг друга оценивать и друг на друга анонимно доносить :) — тут тебе и “оранжевая” конкуренция по полной программе и “красная волчья стая» под видом высокоорганизованных внеземных существ :)

    Знаете, чему меня научил опыт? В мире святое и благородное конечно же существует, существует даже и сверхъестественное. Но разговоры об этом на страницах книг, семинарах и даже собраниях применительно к бизнесу, корпоративной культуре, управлению или политике — это почти всегда попытка спекулировать на открытом сердце и пытливом сознании человека в корыстных интересах.

    …»Именем Бога работай до смерти за три копейки на нашу организацию и взорви себя потом в толпе неверных ради высшего блага»,

    …»Ради обездоленных африканских детей, сбросьтесь по два доллара, а мы нарисуем на пакете свой огромный логотип, отправим в африку, снимем все на камеру и устроим себе невероятный пиар на благотворительности»,

    …»Ты можешь все, открой свои чакры, ты настоящий бриллиант этого мира, иди вперед и небо поможет раскрыть тебе свой потенциал и сделать карьеру — с тебя $1000 баксов за сеанс и еще $5000 за специальный ритуал»,

    …»Наша компания по производству игр принадлежит не нам, а ВАМ. Идите, бирюзовые мои программисты и дизайнеры, и творите, самовыражайтесь, ведите человечество вперед в культуре со-творчества, взаимоуважения и свободы (зашибись, уже 40 млн подростков друг друга круглосуточно мочат в Доте2 и тратят мамкины деньги не на умные добрые книжки, а на наши виртуальные адамантиновые топоры — спасибо вам за мои миллионы)”.

    Все это одна и та же затертая до дыр пластинка, которая к сожалению не приближает, а только отдаляет нас от прекрасного мира, описанного во всех учениях, которые вдохновляют вышеозначенных стейк-холдеров.

    Leave a comment

    Your email address will not be published.