Идеи стартапов

    Евгений Кадушин

    В 2010 мы жили в этой милой домишке, и у нас почти не было детей.

    Наличие времени, отсутствие хлопот и экзистенциальный кризис толкал меня на поиск идей. Хотелось стать каким-нибудь там Джобсом/Цукербергом (ну для начала), а не консультантом-советником…

    Консультантов общество не очень любит. Чего делают — непонятно, ни за что не отвечают, только бабки сосут. Паразиты какие-то. А вот предприниматели, визионеры, антрепренеры — вот где сила, азарт, содержательность и уважение.

    На самом деле все это драматически отличается от реальности, но, поскольку объяснить это читателю мне все равно под силу, вернемся к истории: в общем я решил стать визионером и открыть свое сознание навстречу идеям IT-стартапов.

    В последующие годы я придумал:
    — мессенджер, где сообщения появляются на главном экране и сразу исчезают,
    — клиентские службы, которые работают через чат в мобильном,
    — программу лояльности через анализ банковских транзакций,
    — авторисунки с помощью машинного обучения.
    — ….

    Нет, к сожалению, я не продал свои идеи Гуглу, Снэпчату, Ситибанку и прочим… Они со временем дошли до них как-то без меня (удивительно! ) В какие-то стартапы я все-таки вошел, но случилось это много позже. И я рад, что такие решения были продиктованы уже не желанием стать Джобсом, потому что, я знаю точно, желая стать Джобсом, стать им невозможно.

    Тем не менее наблюдать за материализацией своих давнишних нереализованных идей очень увлекательно. Что сделано лучше и интереснее, чем ты задумывал, что хуже, что иначе.

    Snapchat конечно намного круче и сильнее идеи с простыми исчезающими сообщениями, которая была у меня. Google Draw практически 1 в 1, чат-сервисы — Дуров конечно посмотрел под своим Telegram-углом и сделал не сервис, а чат-интерфейс для других сервисов. Это интереснее — молодец! И я знаю, что он будет делать дальше (если умный ) — он попробует засосать в Телеграм весь интернет, сделать унифицированной выдачу разношерстных “лент” других сайтов, чтобы дать человеку единую точку входа. По крайней мере OpenView — это точно шаг в этом направлении.

    [ремарка: с момента оригинального «эфира» этого поста прошло несколько месяцев: ОпенВью активно работает и развивается, появился ТелеграмАйДи для интеграции веб-логинов с чат-ботами, ну и конечно ICO-проект по засасыванию в телеграм всего e-commerce; до выдачи лент других сайтов пока не дошло, да и возможно не дойдет — возможно этих инициатив хватит для достижения цели]

    Программы лояльности через анализ банковских транзакций есть уже у всех лидеров банковской отрасли, но они, честно сказать, пока сильно слабее придуманного нами. Основная причина — анализ должен быть по большему числу осей координат, но об этом в следующий раз.

    Пока же тем, кто добрался до этого места, расскажу еще одну свою старую идею, которую я не буду реализовывать: Preference Keeper. Агент, который бы бережно и из разных мест собирал бы все ваши потребительские предпочтения во всех возможных категориях: кухня, одежда, стиль жизни, отдых, ну и все остальное.

    Каждое ваше решение, выраженное в покупке, анализируется с точки зрения контекста и добавляет в копилку знаний Агента. Все, что вы рассказываете о себе в соц.сетях, ваши контакты, геолокешйн, а иногда и просто вопросы — все идет в дело.

    Уверен, на этом месте вы вспомнили о популярном нынче профилировании потребителей на основе Биг Даты. В чем разница? Ну во-первых, когда я это придумывал, никаких разговоров про Биг Дату не было 

    А во-вторых, и в главных, это тоже самое только в обратную сторону. Не продавцы пытаются понять, чего хотят покупатели, преодолевая сопротивление со стороны закона о персональных данных, учитывая интересы кучи стейкхолдеров, идея на компромиссы по данным, которые они могут и НЕ могут предоставлять — а покупатели
    сами формируют свой профиль предпочтений, желая получать как можно более релевантные, подходящие им предложения.

    Покупатель соучаствует в формировании этого профиля, он охотно сам предоставляет все свои предпочтения и персональные данные, а затем по своему желанию делится этой информацией с теми, кто хочет ему что-либо продать.

    Здесь примерно такая же разница как между банерной рекламой и search engine: тебе показывают то, что хотят продать, пытаясь угадать, что именно из этого ты готов купить, или ты сам говоришь, что ты предпочитаешь, и получаешь соответствующие предложения.

    Я практически убежден, что погоня за анализом big data и профилями пользователей, маниакальное желание всех сервисов знать о потребителе максимум и делать “релевантные” предложения упрется с одной стороны в прайваси, (и не только на законодательном уровне), а с другой в желание каждого игрока перетянуть одеяло на себя и лишить данных конкурента (а за данные конкурируют все, даже партнеры по supply chain).

    Как следствие все эти предложения никогда не будут до конца корректными и релевантными, потому что в сложносочиненной конструкции из поставщиков персональных данных, агрегаторов/агентств, продавцов и покупателей кто-то постоянно будет лажать либо устраивать сабботаж.

    А значит “buy side”-система имеет все шансы.
    И моя идея с чат-сервисами (такси, путешествия, доставка, консьерж) видела ее наличие своей неотъемлемой частью.

    Естественно, что данные о своих предпочтениях покупатели где-то будут должны хранить. Хранение как на клиентском устройстве, так и на сервере (ой, извиняюсь, «в облаке») имеет свои недостатки, которые со временем будут все более очевидны потребителям. Так что это еще и очень неплохая тема (в отличие от большинства других), чтобы расчехлить блокчейн…

    Leave a comment

    Your email address will not be published.