Клиентам неприятно думать, что бизнесы зарабатывают. Даже в премиальном сегменте. Продавец ролекса в часах ролекс вызывает у покупателей масштабный батхерт. Когда же они узнают, что от цены на полке 50% забирает себе магазин, батхерт становится невыносимым. Клиенты хотят получать “ценность”.
Вэлью, вэлью, вэлью — уже с десяток лет, это самое популярное и желанное слово всех “умных” покупателей. В их представлении в каждом продукте есть некая “настоящая” ценность, а сверху всякая шелуха в виде посредников, упаковок и заработка владельцев бизнеса — вот этого всего быть не должно. Клиенты хотят видеть бизнесменов примерно такими как на этой фотографии
Но любой бизнес хочет зарабатывать, и в принципе должен зарабатывать. От производства до консалтинга. Многие покупатели хорошо понимают, что качественные вещи стоят денег, но почему-то не понимают, что качественные продукты могут производить только богатые бизнесы. Иначе в их существовании нет смысла.
Вот смотрите — консалтинг. Если консультант хороший, он априори может пойти работать вице-президентом по стратегии. И если он на своих проектах не будет зарабатывать больше, то он и пойдет. А коль скоро он еще здесь, то либо он получает от ваших контрактов большую прибыль — и тогда не нужно удивляться часовым ставкам — либо не нужно удивляться, что его решения не работают.
Но Бог с ним с консалтингом — клиенты. Они не хотят, чтобы бизнес зарабатывал, а бизнес хочет. В прошлом веке самой популярной стратегией добиться своего для бизнеса было спекулировать на непрозрачности рынков. Основным фокусом приложения сил было искусство продаж — все семинары про это:
“Как продавать дороже”. “Как ввести покупателя в заблуждение” — так не называлось конечно, но суть-то такая. “Как объяснить выгоду и ценность своего предложения” с помощью бытового лукавства… “НЛП на службе продаж” и ложь во спасение маржинальности…
Раньше все это отлично прокатывало. Человеку либо было негде получить объективную информацию о рынке, либо мы его “гипнотизировали” ее не получать, а покупать прямо сейчас — с помощью выведения решения о покупке на эмоциональный уровень, с помощью задалбливания ему в голову, что у нас дешевле всего (ну что каждого помидора что ли цену проверять?), и тому подобного.
Кстати, для многих, очень многих покупателей и продавцов это все еще прекрасно работает. Но времена меняются. Информационная прозрачность достигла предела. Цены, аналитика, отзывы — все есть в сети. И даже есть сайты и посредники, которые сами выбирают и доставляют тебе лучшие предложения. От еды до страховок. Упс.
“Хорошо” — сказал бизнес (зарабатывать-то как-то надо), а следом подтянулись и все тренеры с семинарами — “если вы, покупатели не хотите платить, то мы будем вас хавать с другой стороны: работайте на нас, и делайте это бесплатно”.
Крауд-факинг. Да-да, именно так называется слово объединяющее все то безобразие, которое происходит сегодня с клиентами, пока они полагают, что платят “лучшую цену за лучшее предложение”. Бизнес заставляет клиентов за просто так (типа как бы в формате досуга, типа как бы мы сообща делаем мир лучше ) бесплатно на него работать: придумывать ему идеи новых продуктов, работать службой контроля качества, делать рекламу своими отзывами, таргетировать коммуникацию своими личными данными….
А иногда и того хуже: давать ему бесплатно деньги в долг, и не требовать их вернуть, если идея провалится (крауд-фандинг, кажется?), или заниматься благотворительностью за счет клиента: давайте, говорит, вместе будем строить лучшую жизнь для тех, кому нужна помощь — вы перечислите им деньги, а я забрендирую их с головы до ног и буду использовать в каждой своей рекламе
Нет, возможно все это конечно и правда делает продукты, сервисы и мир в целом лучше. Но правда в том, что такую “эксплуатацию” потребитель 21-го века почему-то терпит намного легче, чем “несправедливые” цены. Придет ли время, когда потребитель более не захочет быть объектом крауд-факинга бесплатно? Время покажет.
Но если кто-то соберется открыть магазин, где все будет продаваться на 2% дороже, зато покупателей не спросят ни телефон, ни мейл, ни оставить отзыв, ни принять участие в опросе, а просто привезут товар ни разу не перезвонив и не спросив как его зовут — я буду первым клиентом.
И если вам потом захочется улучшить свой сервис, ассортимент и все остальное, я охотно вам помогу. За деньги ??