В поиске идей

    Евгений Кадушин

    Стив Джобс говорил: «Есть старая цитата Уэйна Гретцки, которую я люблю: «Я качусь туда, где шайба будет, а не туда, где она была». Именно так мы всегда и стараемся поступать в Apple».

    Именно так и стараются поступать все новаторы. Но добиваются успеха совсем не многие. Почему? По площадке кружат два десятка игроков, они сотни раз ударяют по шайбе — мест, где будет шайба куда больше, чем тех, где она так и не побывает. Так что секрет Джобса/Гретски не столько в месте, сколько во времени.

    Время — причина неудачи многих светлых умов. Шайба возможно и будет там, где они ее ждут, но только сильно нескоро. Многие инновационные проекты успевают умереть, у интерпренеров кончаются ресурсы, они за бесценок продают свои идеи, бизнесы и незавершенные проекты.

    Если вы присмотритесь к наиболее успешным новаторским компаниям, вы удивитесь, узнав, что они почти ничего не изобрели. Они всего лишь представили продукт публике в нужное время и под нужным соусом.

    Идея сенсорного экрана, управляемого руками, а не стилусом, была предложена компанией Neonode задолго до того, как был выпущен iPhone. Графический интерфейс рабочего стола Apple позаимствовала у его настоящего изобретателя — компании Xerox. Социальная сеть Yahoo Classmates была изобретена за много лет до появления Facebook. Поисковики — задолго до Google.

    Пока большинство консультантов и журналов призывают придумывать новые идеи «в эту эпоху цифровой революции», мой совет — не тратьте время. На земле живет больше 7 миллиардов человек, полтора из них умеют пользоваться Фейсбуком — поверьте, все идеи уже придуманы. И «в эту эпоху цифровой революции» почти все они есть в Интернете.

    Держите в голове золотое правило: «Если вы неожиданно изобрели что-то действительно стоящее, скорее всего, вы просто плохо знаете отрасль».

    Погуглите как следует — наверняка вы обнаружите, что кто-то уже пробовал это до вас. Но не преуспел. Поэтому эта идея не вышла на массовый рынок, и именно потому вы не знаете о ее существовании.

    Может идея была плохой, но вполне вероятно, что просто в тот момент «что-то пошло не так». Осталось понять что именно, и может ли в этот раз быть по-другому.

    Итак, рынки завоевывают старые идеи, а не новые.
    Если вы хотите использовать такую, надо бы понять, почему она провалилась в свое время. Основных причины три: 1) ресурсы изобретателя, 2) прогресс индустрии, 3) готовность аудитории. По порядку:

    РЕСУРСЫ: Я знал компанию, которая разработала неплохую концепцию магазинов электроники премиум-класса. Однако, у них не было возможностей зайти в премиальные торговые центры (это называется “связиевый” ресурс, да?  и поэтому они открыли уличные магазины. Проект считался провальным, но это не помешало другой компании понять, в чем причина этого провала. Они подхватили идею и открыли свою сеть магазинов в премиальных ТРЦ. Их ждал успех.

    ПРОГРЕСС: В “облачном” хранении данных, программах как сервис (SaaS) и подобных инновациях нет ничего нового ни технологически, ни идеологически. Концепция “тонкого клиента” (ваш терминал — всего лишь окно для доступа к программам на сервере) появилась многие десятилетия назад, клиент-серверные технологии синхронизаций данных — еще раньше.

    Все это активно использовалось в корпоративных интрасетях, но продвижение в “домашний” буксовало из-за невысокой скорости передачи данных через Интернет. Как только скорость стала достаточной, крупнейшие IT-компании (Apple, Microsoft, Google) предложили свои серверные услуги b2c по сути превратив ваш телефон, планшет и ноутбук в корпоративную сеть с сервером, расположенным у них.

    Они хотят, чтобы вы запускали программы на их компьютерах и хранили данные на их серверах, а не на ваших собственных. Пользователю это намного проще из-за поддержки и синхронизации, но насколько это выгода универсальна — ему еще предстоит разобраться.

    ГОТОВНОСТЬ АУДИТОРИИ: Планшетные компьютеры появились задолго до iPad. Однако у потребителей не было привычки потреблять контент на ходу. Чтобы захотеть большего, для начала людям нужно было привыкнуть использовать мобильные онлайн-сервисы на уже имеющихся в их карманах телефонах. Только потом они смогли с одобрением воспринять дополнительное более удобное устройство.

    Теперь же люди вовсю покупают огромные смартфоны, “фаблеты” (phone+tablet). А все потому, что они уже познали как преимущества большого экрана, так и неудобство от ношения с собой второго устройства. Кто бы мог подумать, что современные телефоны будут становиться все больше и больше, ведь совсем недавно все усилия индустрии были направлены на то, чтобы их уменьшить.

    Так что в следующий раз, когда вам покажется, что вам пришла в голову отличная свежая идея, хорошенько прошерстите Интернет и найдите того, кто уже пытался ее реализовать и провалился. Если Вы поймете причину и сумеете сделать работу над ошибками, то можете смело называть себя “визионером” — слово нынче куда более популярное чем “изобретатель”.

    Leave a comment

    Your email address will not be published.